Правила проведения мастер-классов (ИМХО)

Одно из правил коллективно-творческих дел гласит: критикуешь - предлагай! Коли раскритиковала чужие МК в прошлом сообщении, предлагаю свои правила проведения МК. Основываюсь на своем опыте посещения МК, опыте педагога (небольшом, но он есть и очень экстремальный) и девятилетнем получении профессии "учитель".

Однажды я на одном форуме попыталась провести МК по шитью салфетки. Хы! Оказалось, что одни шить вообще не умеют и за машинку садятся не с той стороны, другие нашли ошибку в моем раскрое деталей... Не так-то просто оказалось выложить МК. Больше я МК не выкладываю и уж конечно на этом зарабатывать не планирую. А для тех отважных, что планируют или уже проводят позвольте дать несколько советов.

1. Четкое представление целей и задач МК. Вы должны сразу четко знать цель и задачи своего МК. К примеру, цель: создание салфетки методом пэчворка. Задачи - это более подробное разложение вашей цели на составляющие элементы. Например: 1. Научить вырезать детали для салфетки, научить последовательности сшивания деталей в блок "звезда", научить сшивать блоки в единое полотно, сшивать топ салфетки, синтепон и ткань бэка в один "сэнвич" для последующего квилтирования, научить ручному квилтингу салфетки. 2. Дать представление о технике пэчворк, о технике "квилтинг". 3. Воспитать интерес и любовь в пэчворку и квилтингу, желание дальнейшего совершенствования полученных на МК знаний, создание творческой атмосферы на занятии.
Не ставьте себе размытых целей, типа "Создать шкатулку". Только четкую "Создать шкатулку в технике шебби-шик". Все должны делать одно. Картинки-ткани могут быть разные, но техника одна. Так вы не будете распыляться и забывать что-то сказать.

2. Подготовка необходимых инструментов. Имея четкие представления о задачах МК вы сможете составить список всех нужных вам инструментов. Вы должны предоставить их на МК или попросить принести с собой. В этом случае дать список необходимого заранее. К началу МК все должно быть разложено, каждый ученик должен иметь инструменты, чтобы не терять времени на поиски ножниц, ручки, водички и т.п. Бывает, что кто-то что-то забывает, всегда имейте при себе запас ножниц, иголок, булавок и т.п. Обязательно просите принести записную книжку для рукодельных секретов, чтобы записывать. Вы же расскажете много нового. Это обязательно надо записать, пометить.

3. Написание ПЛАНА ЗАНЯТИЯ! Обязательное написание плана занятия. Я предлагаю делать это таким образом. Разделить лист на две части. В первой колонке собственно план занятия, его структура, порядок действий. Во второй колонке NOTA BENE: заметки, пометки, то, что необходимо обязательно сказать, на что обратить внимание, ваши находки, ваши советы, ваш опыт, ваши "примочки" - особенности ВАШЕГО МК.
Без такого плана вы обязательно что-то забудете, что-то выпустите. Есть угроза пойти вообще по другому пути, зайти "в дебри" и потерять нужное. Потому что вам будут задавать вопросы, вы отвлечетесь и забудете, что хотели сказать. А потом вечером будете себя "кушать": эх, это не сказала, эх, тут забыла, а тут запуталась.

4. Иметь образец того, что должны выполнить ученики. Чтобы пощупать, увидеть, ВООДУШЕВИТЬ! Вот что вы сделаете в конце занятия! Многие люди видят не воображением (тем более когда они в глаза не видели, что надо делать, они для этого и пришли на МК), а глазами, руками, им надо пощупать, увидеть, чтобы понять цель МК.

5. Создать творческую атмосферу на МК. Воодушевлять учеников, помогать в каждом этапе работы (для этого не надо брать грузовик учеников, вы не сможете их контролировать, подумайте, какое количество вы сможете контролировать без ущерба для своей и их психики :о). Тактично указывать на недочеты работы (это необходимо для дальнейшего совершенствования знаний ученика), но заканчивать свои тирады радостным "Я верю, у вас все получится! Вы научитесь! Для первого МК получается отлично!". Не забывайте, ученики пришли к вам учиться! Учиться! Они имеют право на ошибку. Вы не имеете. Вы за это берете плату. Поэтому не имеете прав на ошибки. Все время МК вы должны демонстрировать заинтересованность в отличной работе, радость от того, что делают ваши ученики. Если кто-то делает все неправильно, значит либо вы неправильно объяснили -показали, либо не надо было брать совершенно неподготовленного ученика.

6. Набирать учеников того уровня подготовки, при котором цель МК будет достигнута. Сейчас многие набирают группу, лишь бы денег собрать. Хотите денег собрать, тогда поменяйте цель на более простую.

7. Позаботиться об отдыхе, питании и т.п. Люди - это всего лишь люди. И без еды пока не умеют обходиться. Поэтому надо в плане предусмотреть время на перерыв "покушать-пописать-покурить". Для "покушать" надо иметь чайник и пачку чая-кофе. Выпечку можно попросить принести с собой. Да и самой что-нибудь испечь. Полчасика такого милого перекуса зарядит вас новыми силами и, взбодрившись, ваши ученики поскачут к великим свершениям :о))) К тому же такие милые перекусы разрядят обстановку, если что-то не получается, вы поулыбаетесь, похихикаете, похвастаетесь своим кулинарными способностями. Это чертовски приятно :о) Многие дамы приходят на МК не за тем, чтобы их, как девочек-тупиц, обос..., а для разнообразия их офисной и т.п. жизни, для коллектива, для... В общем, создайте атмосферу :о) Музыку хорошо бы тихую включить... :о) приятно!

8. Всегда контролируйте всех учениц, не выходить на покурить-пописать. Вы на работе. Вы обязаны смотреть, как и что делается.

9. Будьте доброжелательны. Не возноситеь: я все знаю, а вы нет. Поэтому если я крикну, значит по делу. А вы молчите и слушайте. К вам пришли такие же, как вы, люди. В каких-то областях они умнее, чем вы, знают больше вас. Уважайте своих учениц. Руководствуйтесь правилом: сейчас я знаю больше вас и хочу вас научить. Улыбайтесь. Улыбка помогает и вам, и ученикам. "Улыбайтесь, господа" (С)

10. И в конце занятия похвалите всех, у каждой найдите прекрасное, сфотографируйте на память. И помните. Все это делали ваши ученики, они работали, а вы только на подхвате, даже если всю работу вам пришлось самой поправлять.

Кажется все... Может потом еще что додумаю. Это мои правила МК. это я для себя писала. Если кому-то пригодятся, я буду рада.

Вот когда все будет четко и понятно, тогда и можно за это деньги брать. А за все остальное... Это просто пришли тетки, посидели и разошлись. За это брать деньги НЕПРИЛИЧНО! ИМХО
Раньше девушки так и делали, собирались у кого-нибудь и мастерили каждый свое или что-то общее, общались, пили чай и расходились довольные. И хозяйке избы в голову не приходило за это со всех деньги брать. А сейчас :о(((

Мы сейчас знаем, как обучать наших детей. Мы предъявляем высокие требования к учителям и воспитателям наших детей. А мы, мы сами что такое? Давайте задумаемся, а мы, взрослые тети, как мы обучаем и обучаемся? Вот для себя самих мы находим много уважительных причин, если что-то не получается.

Я для себя после МК столика сделала вывод: декупажу учиться самой, уважать себя и не ходить на первые попавшиеся МК (деньги мне тоже тяжело даются, чтобы их раздавать направо и налево).

А вообще, девы, есть замечательная книжка "Методика преподавания уроков труда в школе". Прочитайте, там все написано :о)

Комментарии

  1. Ох, и написала :-), все по полочком разложила. Мне такой МК понравился ;-)

    ОтветитьУдалить
  2. Полностью согласна. Я провожду МК по варке мыла только с глазу на глаз и бесплатно))) МОжно быть прекрасным мастер и отвратительным педагогом и наоборот. Одно с другим никак не связано. Притом, классов сейчас море, а люди, которые на них идут - очень уязвимы. К ним нужен индивидуальный подход. А не запихивать их в рамки, как я вижу что вы должны делать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно! преподавание - это особая деятельность, к ней нужно подходить со всей ответственностью.

      Удалить
  3. спасибо, это ОЧЕНЬ полезная запись, я с вашего позволения воспользуюсь ею при составлении МК у себя на форуме.
    у нас , правда, пока МК бесплатные, но ошибки, блин, у всех одинаковые!
    СПАСИБ:)*

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, я буду только рада, счастлива, если мои записи кому-то пригодятся! :о)

      Удалить
    2. пригодятся, потому что мы МК часто проводим он-лайн (правда, за них ничего не просим), но часто случаются эксцессы, к сожалению! Теперь, когда мы четко опишем правила участия, все (надеюсь) будет лучше и легче!

      Удалить
  4. Катя, надо еще исправить название, просто дописать,(тренировки, тренинги, семинары и т.д). Очень правильно и четко, Препод никуда не ушел. Причем ,похоже ХОРОШИЙ Препод. Я бы пошла к такому учиться! Если будешь проводить МК, то я первая.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. о, спасибо! Спасибо! Работать по профессии мне очень нравилось. Эту работу надо либо любить, либо уходить из профессии.
      А тренировки, тренинги, семинары.. я там не была, не знаю. поэтому наверно не надо писать :о) Для эти форм обучения есть много всяких дурацких книжек с советами, особенно с психологическими тренингами, к коим я отношусь с весьма большим скептицизмом и даже отвращением. :о)

      Удалить
  5. Спасибо большое!!! Согласна с Аней-Корицей, разложено все по полочкам. Сделала себе закладку ,теперь буду по пунктам проверять чтобы ничего не пропустить при подготовках к МК.

    ОтветитьУдалить
  6. А вот зря не планируешь проводить МК :) Я бы как-нибудь с удовольствием сходила к тебе, такие мысли (правила в смысле) правильные! Точно... правильные правила у тебя!

    ОтветитьУдалить
  7. Катюша! Ты подняла очень хорошую тему, мне твоя позиция, как всегда нравится! На МК люди чаще всего приходят ради общения, ну и поучиться кое-чему между делом! Поэтому атмосфера должна быть очень доброжелательной и творческой! Я думаю, у тебя бы получилось!

    ОтветитьУдалить
  8. Катя, спасибо за ценные советы!!

    ОтветитьУдалить
  9. спасибо, очень интересно! сохранила себе в ЖЖ (со ссылкой на блог)

    ОтветитьУдалить
  10. Катя, очень толково и по делу написала. По таким правилам идеальный МК получится!

    ОтветитьУдалить
  11. весь пост пропитан учительским духом, на пункте о задачах сидела улыбалась) до боли знакомо всё)) наверное неважно на кого ты учишься в педвузе, основа одна - учитель!
    спасибо, всё очень четко и по полочкам.
    особенно спасибо за пункт №3 - про него я совсем не думала...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я когда-то просто ненавидела сочинять эти дурацкие цели! Мне и так понятно, что я буду говорить. Но сейчас оказалось, что люди на МК иногда вообще не знают толком, что хотят рассказать. Примерно представляют. Примерно! И все. А "примерно" - это на лавочке с подружками потрещать. А на курсах должны даваться знания. Человек за это денюжку заплатил. Спасибо, что вам пригодилось мое ИМХО :о)

      Удалить
  12. Мастер класс в действительности целая наука. Прежде всего надо уметь в определенный короткий промежуток времени дать точное и четкое понятие того, чему люди хотят научится, и кроме того у хорошего мастера, всегда получается так, что уже после первого урока, человек уходит и кое что умеет. Это полный професионализм.

    ОтветитьУдалить
  13. Огромное спасибо! Я прям воодушевилась на кануне своего первого МК! Теперь я в себя верю!)))

    ОтветитьУдалить
  14. СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!!!!!!!

    Как раз была недавно на МК..после которого искала вот такую статью для ее организаторов.
    Низкий Вам поклон!!! А с Итогом\резюме согласна полностью!

    ОтветитьУдалить
  15. Большое спасибо, все четко и понятно, прямо план действия!

    ОтветитьУдалить
  16. Девочки, вам спасибо! Что заходите, читаете. :о) А мне только счастье, что вам пригождаются мои записи :о)

    ОтветитьУдалить
  17. Спасибо огромное! Очень полезная информация! Искала информацию о том, как формируется стоимость МК(не нашла) и нашла вашу статью. Очень понравилась! Много что пригодится при проведении МК, особенно план с двумя колонками и "фишками".

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения